13 декабря 2007 г. 8:56:14

   Поликлиника для человека.

    ---------------------

    Настала пора кашля, мокроты и всяких малоприятных ОРЗ. Одномоментно в поликлиники потянулись вереницы закутанных людей, многие с детьми. И опять начались старые проблемы. Такие старые, что уже никто пожалуй и не знает как может быть по другому. А по другому может быть примерно вот так.

    С утра меня разбудил надрывный кашель дочери. Мордашка в соплях, дыхание сиплое. Ну понятно — заболела мелочь. Беру мобильник, включаю на запись, и прошу ребёнка покашлять несколько секунд. Время — 6 утра. Врачей на месте нет, да и чего их тревожить, когда уже довольно давно существуют системы автоматизированной дистанционной диагностики, которые применяют все без исключения поликлиники города в приказном порядке (хотелось бы, чтобы заграница нам завидовала, да только такие системы там появились в конце 20 века). Образец здорового голоса каждого жителя города каждый год записывается в централизованную базу данных городских поликлиник. На основании этого образца, программа выявляет степень заболевания человека. Набрав единый номер социальных служб соединяюсь с дежурным врачом. Назвав свою фамилию, номер медицинского полиса и кодовое слово, сообщаю о сложившейся ситуации. По команде оператора, я воспроизвожу кашель с мобильного телефона. Если программа диагностики посчитала недостаточным убедительность кашля оператор просит повторить кашель ребёнка. Поскольку ребёнок находится в домашней обстановке для него не создаётся стрессовой ситуации и он без проблем кашляет на трубку. Весь процесс диагностики занимает доли секунды. Если программа диагностики уверенно решает, что ребёнок болен, независимо от врача, выписывает рецепт (печатными и читаемыми буквами) и больничный лист. Таким образом исключается человеческий фактор, возможность получения взяток, необходимость вызывать или посещать врача, сам врач не выполняет рутинную работу из раза в раз. Дежурный врач спрашивает, готовить ли для меня пакет лекарств по рецепту. Я не враг своему ребёнку, и естественно, соглашаюсь. Оба документа регистрируются в единой базе данных городских поликлиник, и распечатываются у дежурного врача. Вся моя забота — прийти в удобное время в поликлинику, по предъявлению паспорта и медицинского полиса, получить за подписью и печатью дежурного врача оба документа в регистратуре. Тут же в аптеке при поликлинике в пакете меня уже ожидают лекарства по рецепту. Мне остаётся только предъявить рецепт, и спокойно пойти домой (оплата не требуется, ведь мой ребёнок застрахован — вот из этих денег и будет произведена оплата). Если чего-либо в аптеке нет, я буду поставлен в известность, где я могу купить необходимые недостающие лекарства (все данные по видам и количествам лекарств также присутствуют в единой базе данных). Выхожу из поликлиники и читаю инструкцию по приёму лекарств для детей младшего возраста. Сводная инструкция составлена программой из сопроводительных данных лекарств, числящихся в единой базе данных. Ну что же. Буквы достаточно большого размера. Можно пока дочь оставить у бабушки и заняться недостающими лекарствами. У бабушки возрастная дальнозоркость, но прочитать она инструкцию сможет, и не будет ворчать «букавки маленькие, буржуи опять бумаги пожалели».

    Не прийти в поликлинику и не забрать рецепт и больничный лист я не могу. Запись о том, что мой ребёнок болен уже существует в базе данных. Если я не предприму дальнейших действий, то специальная часть программы начнёт мне систематически выписывать штрафы, на следующий год будет уменьшен размер страховки, и как крайний случай — возьмёт да и направит заявление в народный суд, на лишение меня отцовских прав — крайне неприятная перспектива. Аналогичные действия программа предпримет и в отношении меня самого (разве что, прав меня не лишит по отношению к самому себе, но принять решение о принудительном лечении всё-таки может).

    На работу, я могу также не приходить — по каналам цифровой связи отдел кадров моей организации будет поставлен в известность, в момент выписки больничного листа, с указанием сроков отсутствия. Эти данные позже будут использованы для начисления заработной платы (с помощью программы, точно так же). Рабочие телефоны всех отделов кадров организаций пациентов становятся известны при постановке на учёт в поликлинику. В случае смены телефонов, адресов, названий организаций, или при переходе человека из одной организации в другую, стандартизированная программа отделов кадров всех организаций сообщает об этом единой базе данных, поэтому «нестыковок» не происходит.

    Никто не пытается скрывать что-либо от городской базы данных — она зашифрована, доступ к ней строго ограничен, все каналы связи используют методы шифрования информации, а за попытку несанкционированного доступа виновные будут жёстко наказаны. Да и вряд ли найдётся желающий на такой эксперимент, с соответствующим уровнем технической подготовки.

    А недавно был вообще примечательный случай. На отдыхе в Адлере один из наших жителей попросту говоря посинел. Местные врачи гадать не стали, да и обратились к базе данных Города Черняховска. Стало понятно, что у человека ярко выраженная аллергия на морские продукты. Информация была получения в течении 2 минут, поэтому необходимая помощь была оказана во время.

    Или другой подобный случай. В Озёрске произошёл несчастный случай. Поскольку наша больница является победителем конкурса «Лучшая районная больница» было принято решение оперировать в нашем городе. Да вот незадача — у больного оказался отрицательный резус-фактор крови. Пока его везли в Черняховск, операторы нашли 380 человек с аналогичной группой, и части из них было оперативно предложено прийти и сдать кровь. Народ у нас сердобольный — крови набралось достаточно. Надо ли говорить, что операция прошла без проблем? Человека спасли. А чтобы было, нибудь единой городской медицинской базы?

    Прошла неделька. Лекарства давал ребёнку строго по графику расписанному в рецепте. Результат лечения на лицо. Набираю опять стандартный номер единой социальной службы. Дежурный врач привычно просит ребёнка покашлять в трубку. Диагностическая программа однозначно определила полное выздоровление и закрыла больничный лист. Запись о лечении, лекарствах, характере кашля тут же заносится в электронную карточку пациента. Информация не сотрётся и не потеряется, ведь вся база хранится централизованно на отказоустойчивом сервере, да и архивные копии зашифрованной базы делаются 2 раза в день. Автоматически в отдел кадров пошло оповещение о закрытии больничного листа. Ну вот и всё. Завтра на работу.

    Я, с инженерной точки зрения оценил бы стоимость такой системы в 2 млн. рублей в масштабах города. Сумма не маленькая, но если учесть эффекты потерь от несвоевременного приёма пациента, запущенные бронхиты и ангины, время потраченное врачами на непроизводительный труд, ошибки при дагностике, оперативность обслуживания, расширение возможностей по дистанционному лечению — безусловно эта сумма вернётся очень скоро. Далеко не все проблемы можно решить подобным способом, но львиную долю может их на себя оттянуть автоматизация. Стоит только начать, и возможности по применению будут наращиваться каждый день, а значит эффективность подобной системы будет только расти. Рабочие варианты уже освоены во многих странах. Хочется верить, что напористая поступь технического прогресса когда-нибудь дойдёт и до моего города.

-------------

   С уважением, член райкома Черняховска

     Валерий Шипков.

Hosted by uCoz