8 января 2008 г. 10:53:33

   ЕГЭ повсюду.

    --------------------------

   Здравствуйте, посетители.

   Посмотрел передачку по местному телеканалу, темой которой, было ЕГЭ. Понимаю, что уже несколько поздно высказывать своё мнение, но всё-таки очень хочется, и поэтому высказываюсь. :)

    Мне большинство вопросов интересно рассмотреть с предметной точки зрения, в моём случае - информационные технологии, и здесь я вижу ЕГЭ, как попытку какому-либо депутату получить докторскую степень и профессорское звание.

    ЕГЭ, как информационное явление - есть попытка автоматизировать процесс оценки такой характеристики человека, как знания (кроме них ещё присутствуют навыки, умения, способности). Степень интеграции информационной системы и человека с каждым днём пытается выйти на новый уровень, и, традиционно для технократии, человек ставится во вторичное положение по отношению к технократии.

    В курсе педагогики и психологии высшей школы все четыре доли, характеризующие человека имеют относительно равное значение, для личности. Но так получилось, что именно знания востребованы в потребительском обществе, как наиболее вероятные для преобразования в живые деньги (сейчас это называется красивым словом «самореализация»). В качестве компенсаторного механизма во многих школах сейчас привлекаются работники религиозных конфессий, с целью повышения духовности учащихся. Но, жизнь в страхе, не только по моему личному мнению, не может сделать человека духовным (посмотрите на наши тюрьмы — там тоже страх — есть ли там личная свобода и духовность?).

    Выше я обрисовал лишь сопутствующие возникающие проблемы при повсеместном введении ЕГЭ в школах. Как соотносятся информационные технологии и данное новшество в современном обществе?

    Попытка создать всеобъемлющую систему контроля я бы уподобил попытке создать систему искусственного интеллекта. В процессе обучения, чем больше объём творческих решений, тем выше КПД. У гениального учителя — гениальные ученики. Гениальность проявляется в попытках создать нечто старое качественно новым методом. Это формулировку я привёл в приватной неформальной беседе по душам одному из случайных людей, при поступлении в ВУЗ много лет тому назад. В результате глупого списывания соседа у меня сочинения, экзамен я провалил. Но только благодаря этому случайному человеку, который оказался профессором кафедры, на которой мне предстояло учиться — я поступил.

    Само получение знаний, изучение явлений мира, способность контактировать с ним, и выявлять нечто новое, правильно его интерпретировать — с помощью средств автоматизации — на сегодняшнем этапе развития науки и технологий — задача невыполнимая. Как лист бумаги, или интерактивная программа может оценить юмор человека? Его протест, внутренние противоречия, способности в конце концов?

    В конце 70-х годов в Цюрихе под руководством небезызвестного Никлауса Вирта была разработана программа-учебный курс, особенностью которой стала обработка всех возможных ситуаций неправильных ответов студентов. Успеваемость по теории алгоритмов улучшилась на 27% - прекрасный результат! Затем успеваемость стало стремительно падать. Оказалось, что студенты просто смогли декомпилировать (реверсировать) код учебной программы, и создать аналог, который заранее формировал правильные ответы. Проект пришлось прикрыть.

    Аналогичные тест-рейтинговые системы массово применялись в США в тот же период. В последнее время, происходит массовый отказ от подобного потребительского подхода (бихевиоризм). Более того, в учебных заведениях входящих в Лигу витого плюща — никогда ничего подобного не было.

    В своё время в Калининградском военном институте ФПС с подачи больших начальников была в качестве эксперимента введена подобная система. Ею были недовольны как преподаватели, так и курсанты. И перед самым своим выпуском я имел неосторожность дать статью в институтский журнал «Форпост» (июнь-июль 2000 года). На следующий день после выпуска журнал был напечатан. Ещё спустя некоторое время тест-рейтинговая система в институте была отменена. Уж и не знаю, благодаря чему ил кому, но думаю, что данное решение принимали далеко не глупые люди.

    Плюсы в такой единой шкале конечно же есть. Возможность независимо оценивать по одним и тем же правилам разных людей — приличное подспорье преподавателям. Но только как исключительно вспомогательное средство. Решение какую кнопку нажать, старт ракеты или отбой тревоги, всё-таки должно оставаться за человеком.

    Какова должна быть форма ЕГЭ? Желательно соответствовать содержанию, но вовсе не обязательно — содержимое важнее.

    На личном примере рекомендую не отчаиваться нашим выпускникам при получении результатов ЕГЭ, и если они их не устроят — не опускать рук. Надежда, как известно, умирает последней. Любовь же — не умирает никогда. А без Любви — не будет счастья. В независимости от результатов ЕГЭ.

----------------------
С уважением, член райкома Черняховска
Валерий Шипков.

Hosted by uCoz